пятница, 12 июля 2013 г.

Бени Вакнин: ХАМАС остался не у дел, Ашкелон может спать спокойно. По крайней мере – пока…


В ноябре прошлого года в дни антитеррористической операции «Облачный столп» я постоянно ездила в Ашкелон для подготовки репортажей из зоны ракетных обстрелов. В память врезался такой факт: диалог с горожанами, чьи дома или имущество пострадали, начинался с одной и той же фразы: «Только что здесь побывал мэр города Бени Вакнин»… Или: «Жаль, что вы не приехали на полчаса раньше: могли бы взять интервью у мэра Вакнина»… 



- Верно, - подтвердил Бени Вакнин, когда на этой неделе я снова (ситуация на Синае и в секторе Газа крайне нестабильна!) приехала в Ашкелон. – Я всегда приезжаю на места террористических атак.

- Сколько ракет было выпущено по Ашкелону за последние годы?

- Пятьсот. Я убежден: мой долг поддержать горожан в критической ситуации добрым словом, - говорит Вакнин. - Иногда достаточно просто обнять, похлопать по плечу – и человек успокаивается. Во время службы в ЦАХАЛе я на всю жизнь усвоил: человечность и готовность прийти в трудный момент на помощь – одна из ключевых нравственных ценностей, благодаря которым израильтяне пользуются в мире репутацией «нации с железными нервами». Когда город оглашает вой сирены и грохочут взрывы, я снова ощущаю себя молоденьким  бойцом бригады «Голани». И тогда, 45 лет назад, и сейчас, когда условия ведения войн кардинально изменились, я руководствуюсь принципом, привитым мне армейскими командирами: даже если ты попал в огненный ад, ты обязан излучать спокойствие и силу. Думаю, не в последнюю очередь благодаря тому, что в самые страшные, самые «черные» дни мы не допустили паники и деморализации среди горожан, Ашкелон – несмотря на близость к северной границе с сектором Газа – продолжает строиться и благоустраиваться и привлекает все больше молодых семей из разных регионов страны. Наши соотечественники удостоверились: Ашкелон – город людей сильных духом.


- В последние дни – после свержения в Египте режима «Мусульманских братьев» - ситуация на Синае, находящемся под контролем исламских фундаменталистов, и в граничащем с полуостровом секторе Газа, где правит ХАМАС, изрядно накалилась. Считаете ли вы ее взрывоопасной? Могут ли террористы возобновить ракетные обстрелы южного региона нашей страны?

- Кадровым военным я не являюсь, хотя срочную и резервистскую службу прошел в элитной боевой части и сражался в Войну Судного дня и на Первой ливанской, а также участвовал в многочисленных операциях на границе с Египтом, Ливаном, Сирией и Иорданией, - говорит Бени Вакнин. – Что же касается ситуации в Египте и ее влияния на ХАМАС, то, на мой взгляд, в ближайшее время ожидать возобновления ракетных обстрелов не приходится.

- Откуда такая уверенность?

- Во-первых, к власти в Египте пришло временное правительство, откровенно ориентированное на сотрудничество с ведущими государствами Запада, прежде всего –  Соединенными Штатами, - говорит Бени Вакнин. – Пал режим «Мусульманских братьев» - патрона и хозяина ХАМАСа, и террористы в секторе Газа «осиротели», новый официальный Египет ни в чем их не поддержит. Прибавьте к этому чудовищный экономический кризис, который лишь резко усугубился с приходом к власти исламистов. Чтобы разрешить его и элементарно накормить 90-миллионное население страны пирамид, США, Саудовской Аравии, Объединенным Арабским Эмиратам и другим государствам придется еще не раз переводить в Каир астрономические суммы денежной помощи… Несмотря на крайне непростую ситуацию в крупнейших городах страны, буквально в последние недели египетские вооруженные силы приняли на Синае решительные меры по борьбе с джихадистами из местных бедуинских кланов: затопили и разрушили десятки туннелей, по которым в сектор Газа прежде переправляли оружие террористам ХАМАСа, приступили к патрулированию наиболее взрывоопасных районов полуострова с вертолетов. Несмотря на то, что в соответствии с Кемп-Дэвидскими соглашениями Синай был объявлен демилитаризованной зоной, правительство Израиля в порядке исключения дало согласие на ввод 31-го танка и на патрулирование полуострова с четырех вертолетов «Аппачи».

- Причиной столь драматического шага стала информация о том, что боевики ХАМАСа переходят по туннелям на Синай, чтобы совершать диверсии против военнослужащих армии Египта, не так ли?

- Совершенно верно. На сей раз египетские танки и боевые вертолеты угрожают отнюдь не Израилю, а режиму ХАМАСа в Газе.


- Вместе с тем, известно, что предсказать ход событий в нашем регионе, охваченном яростным вооруженным противостоянием разных этнических, племенных и политических групп,  практически невозможно. Вот и 12 июля, в день седьмой годовщины начала Второй Ливанской войны, в северной части Синайского полуострова, в непосредственной близости к границе с Израилем, террористы убили египетского солдата. Можно предположить, что если напряженность на Синае достигнет критической точки, это скажется и на ситуации в «Хамастане». «Железный купол», конечно, - это чудо самых прогрессивных в мире технологий. Однако в настоящий момент (с учетом взрывоопасной ситуации на Голанах в связи с гражданской войной в Сирии) батарей противоракетной обороны не хватит для того, чтобы прикрыть «куполом» всю страну. Какие меры принял муниципалитет Ашкелона в целях усиления защиты горожан от ракетных обстрелов конвенциональными способами?

- Лучше бы вы спросили, какой ценой мне, мэру города, удалось добиться того, чтобы защитить от «градов» хотя бы детские сады и школы, - говорит Вакнин. – Чтобы добиться финансирования, пришлось муниципалитету совместно с родительским Советом Ашкелона подать два года назад апелляцию в Высший суд справедливости (БАГАЦ).

Опытный юрист, Вакнин сознавал: практически все способы «мирной» борьбы за обеспечение безопасности исчерпаны. На карту поставлено самое дорогое: жизнь детей. Значит, единственный способ их защиты - подать апелляцию в БАГАЦ и потребовать от государства разъяснений, по каким причинам Ашкелону не выделяют ассигнования на укрепление таких объектов первостепенной важности, как детские сады и школы. В марте 2010 года БАГАЦ обязал государство в течение 60 дней представить в Верховный суд ответ на поданную муниципалитетом апелляцию. Вакнин, однако, времени не терял: отправился за границу, чтобы мобилизовать пожертвования хотя бы на так называемые «мигунийот» -  бетонные убежища, позволяющие в критический момент укрыться от ракетного обстрела.


- Парадоксально, но факт: первыми на мой отчаянный призыв о помощи откликнулись христиане-евангелисты, - вспоминает Вакнин. – На собранные ими средства были закуплены десятки «мигунийот», которые мы тут же установили в детских садах и школах в наиболее уязвимых районах города. Лишь после этого министерство обороны выделило Ашкелону 32 миллиона шекелей на убежища для остальных дошкольных учреждений и школ города.

Точно так же пришлось Вакнину вступить с государством в «войну» за укрепление квартир горожан.

- Встроенные убежища («мамады») имеются только в жилых домах, сооруженных после 1992 года, - объясняет Вакнин. – Однако немалая часть горожан живет в старых домах, появившихся задолго до Войны в Персидском заливе и утвержденного после нее закона, который обязывает снабдить каждую квартиру бетонным убежищем. Поначалу я пытался добиться, чтобы государство выдало денежные подарки горожанам, квартиры которых не защищены. Мне категорически отказали на том основании, что в последние годы мишенью ракетных обстрелов является уже не только Ашкелон, но и такие крупные города, как Беэр-Шева и Ашдод. Государство просто не осилит такой крупномасштабный проект. Пришлось изменить тактику. Сейчас я добиваюсь выдачи горожанам льготных долгосрочных ссуд (сумма месячного возврата не превысит 100 шекелей), за счет которых  можно оборудовать убежища в старых квартирах. Я договорился с главным инженером города: желающие построить «мамады» мгновенно – безо всяких бюрократических процедур - получат на это разрешение. В этом меня поддержал глава правительства.

Тщательно продуманный и «обкатанный» в Ашкелоне порядок действий в чрезвычайной ситуации признан самым эффективным в стране.


- В случае обстрела все городские убежища открываются в считанные минуты, - объясняет  Бени Вакнин.

- Сколько общественных убежищ в Ашкелоне?

- Сто пятьдесят. И все отремонтированы. ЦАХАЛ и муниципалитеты извлекли уроки из Второй ливанской. По готовности убежищ Ашкелон занимает первое место в Израиле – мы даже награды удостоились, - подвел черту Бени Вакнин.

В минувшие выходные напряженность на Синае резко усугубилась: в районе портового города Эль-Ариш в целях нейтрализации террористических банд ведутся военные действия.


Жизнь в Ашкелоне и других городах на юге Израиля течет своим ходом. И хотя Израиль по-прежнему остается островком стабильности на Ближнем Востоке, пылающем в огне братоубийственной «исламистской зимы», вряд ли кто решится строить долгосрочные прогнозы. В нашем регионе актуально только то, что происходит здесь и сейчас.   

Илана Шварц

Комментариев нет:

Отправить комментарий