воскресенье, 21 июля 2013 г.

Судьба репатрианта: история с биографией

В ЦАХАЛ я был призван безусым юнцом - мне было семнадцать с половиной лет 

Я родился в 1950 году в Марракеше – третьем по величине городе Марокко, расположенном у подножья живописных Атласских гор. 

Смутно помню наш дом: мне он казался огромным, восемь комнат! Мой отец Меир Вакнин, благословенна его память,   был образованным человеком, дипломированным аудитором. Он построил и открыл в Марракеше несколько магазинов и управлял ими. Отец постоянно повторял: «В будущем году в Иерусалиме!».  Это была главная его надежда и мечта.


В 1955 году, когда мне исполнилось 5 лет, наша семья репатриировалась в Эрец-Исраэль. У родителей я второй по счету ребенок из одиннадцати детей. Сейчас нас осталось десять - одного из наших братьев, к несчастью, уже нет в живых.

Поселились мы в Ашкелоне – маленьком захолустном городке. Жили с родителями в бараке. Никаких удобств не было: в туалет мы бегали во двор.

Первым подарком, который мой отец преподнес Ашкелону, стала синагога. На свои деньги  отец построил ее в нашем районе, чтобы репатриантам - верующим и светским (в те годы в синагогу ходили все) не приходилось читать молитвы в палатках. 

С сыном и внуком   

В Израиле выходцам из Марокко пришлось нелегко: никакого министерства абсорбции в середине 50-х не было и в помине, да и сам Ашкелон походил на большую деревню - кругом вопиющая бедность!

И все-таки я считаю нашу алию счастливой. Живя в бараке, мы каждый день благодарили судьбу за то, что вернулись домой! Мы верили в то, что евреи должны жить только в Израиле и общими силами строить свое государство! 

  
Впрочем, врезались в память и черные дни. В 1957 году, когда мне не исполнилось семи лет, я стал свидетелем страшной террористической атаки. Фидаинам (так называли в те годы арабских террористов) удалось пробраться из Газы в Ашкелон. В ста метрах от нашего дома они зарезали двух человек и нескольких ранили. Я слышал душераздирающие крики овдовевших женщин, осиротевших детей, видел лужи крови… «Вырасту – стану сильным, буду защищать свой город», - думал я.  

Учился я в школе «Рамбам» в районе Гиват Цион. В начале 60-х то был небольшой квартал – несколько сот человек. В 2013 году в День Независимости мы отпраздновали 60-летие своей школы, сейчас в ней учатся внуки моих одноклассников.

Чтобы выработать в себе выносливость, я начал заниматься спортом. Стал чемпионом города и Южного округа по бегу на 100 метров. Позднее добился титула чемпиона Израиля, а после армии (о службе в ЦАХАЛе читайте здесь и еще - здесь), будучи студентом Еврейского университета в Иерусалиме, играл в сборной по футболу.

Еще на школьной скамье я увлекся музыкой и танцами, выступал в самодеятельном театре…

Когда я учился на экономическом факультете столичного университета, мы с друзьями устроили пикник в Национальном парке Ашкелона. Там мое внимание привлекла хрупкая  голубоглазая девушка. Ослепительная красавица, она сразила меня наповал! Мы познакомились. Выяснилось, что Фейдад 19 лет, репатриировалась из Испании в 1972 году и тоже учится в университете.

То была любовь с первого взгляда. Свадьбу мы сыграли 27 октября 1975 года. Мне казалось, что гулял на ней весь Ашкелон.

Любовь всей моей жизни: Фейдад

С тех пор прошло 37 лет. Многое изменилось за эти годы. Мой отец умер, да будет благословенна память о нем.  Мама (да продлятся дни ее жизни!) живет в Ашкелоне, не нарадуется внукам – их у мамы тридцать шесть! Где-то я прочел, что в России женщине, родившей 10 детей, присуждают почетное звание матери-героини. И я свою маму считаю подлинной героиней. Родители привили нам любовь к литературе, искусству и непреодолимую тягу к знаниям. Девять из одиннадцати моих братьев и сестер получили  высшее образование. Три брата стали инженерами, двое – всемирно признанные  специалисты хай-тека. Старшая сестра Леа – учительница и психолог.

В Еврейском университете я получил степень бакалавра по экономике и управлению бизнесом, но вскоре ощутил, что этого недостаточно. Будучи семейным человеком, поступил на факультет юриспруденции Тель-Авивского университета, стал юристом, а затем защитил в университете Бар-Илан степень магистра по коммерческому праву, но и этого было мало - мне все время хотелось расширить свой профессиональный кругозор. Я поступил в Хайфский политехнический институт Технион и защитил диплом по специальности «Оценка и управление недвижимостью».

На посту мэра мне пригодились не только знания, полученные в крупнейших вузах страны, но и армейский опыт. Правда, в годы службы в ЦАХАЛе мне бы и в голову не пришло, что когда-нибудь Ашкелон станет мишенью ракетных обстрелов. Но когда в наш город  пришла беда,  я повел себя так, как учили нас армейские командиры: чтобы поддержать других, сам ты обязан излучать спокойствие и силу. Вместе, рука об руку, плечом к плечу, мы с вами пережили испытания, которые даже в кошмарном сне не приснятся гражданам любой другой страны. Но мы не сломались. Мы выстояли!


На места ракетных обстрелов я всегда приезжал одним из первых, иногда быстрее «скорой» -  тоже армейская закалка. Но если вы спросите, привык ли я к тому, что среди ночи нас может разбудить вой сирены, отвечу: нет, нет и еще раз нет! Ни один нормальный, вменяемый человек не в состоянии привыкнуть к тому, что в считанные секунды спокойствие может смениться кошмаром. Это противоестественно!

Я пошел на самые жесткие меры в борьбе за укрепление и защиту от ракетных обстрелов  детских садов, школ и зданий общественного назначения: вместе с родительским Советом Ашкелона подал апелляцию в БАГАЦ, после чего мобилизовал за границей среди сторонников Израиля пожертвования на убежища-«мигунийот».

В конечном счете, мы заставили правительство выделить на защиту города 32 миллиона шекелей. Результаты этой борьбы, в ходе которой мне пришлось «показать зубы», вы видите сами: все детские дошкольные учреждения и школы защищены. По характеру я добряк и оптимист, но непробиваемая, равнодушная, высокомерная израильская бюрократия может вывести из себя даже такого жизнерадостного человека, как я.

Как и любой представитель поколения, воспитанного на лучших произведениях мировой литературы и понимании искусства, я очень люблю читать книги, использую для чтения каждую удобную возможность. Ценю и понимаю русскую литературу, хотя, конечно, жаль, что не могу читать Толстого, Чехова и Булгакова в оригинале.


Одно из моих самых любимых мест в Ашкелоне – городская библиотека, где я регулярно встречаюсь с замечательными писателями и поэтами-репатриантами. Российские города Пушкин (бывшее Царское село) и Чехов – побратимы Ашкелона.

Я очень люблю изобразительное искусство – живопись и скульптуру. В последние годы улицы и набережную Ашкелона украсили замечательные работы скульпторов - выходцев из стран СНГ. Благодаря их таланту в городе стало уютнее, он приобрел европейский вид.  


Эстетика ландшафта была по достоинству оценена не только горожанами, но и израильской организацией «Красивый город в красивой стране» -  16 лет подряд Ашкелон получает почетный знак «пятизвездочного города»! 


Обожаю театр, понимаю оперу, считаю балет одним из самых изысканных искусств. Нынешний сезон стал юбилейным для городского Дворца культуры, на сцене которого играют не только «Ромео и Джульетту», но и задорные постановки для дошколят и школьников. Ежегодно порядка 150.000 зрителей (больше, чем всё население Ашкелона!) посещают 240 спектаклей.

Меня нередко спрашивают: «Бени, тебе 63 года, а бегаешь, как 18-летний юноша. Как тебе это удается?» Никаких секретов: как офицер ЦАХАЛа, я по-прежнему увлекаюсь спортом! Если удается, на рассвете хоть на полчаса выбраться к морю,  делаю пробежку – и это наполняет меня энергией на целый рабочий день.


В 2011 году муниципалитет Ашкелона получил приз министерства финансов и МВД за рачительное ведение городского хозяйства (вот где мне, как мэру, пригодилась и специальность экономиста, и юридические знания, и опыт руководства крупными израильскими компаниями). Проверка показала: деятельность муниципальных служб соответствует всем действующим в стране критериям. Приз и почетный диплом нам вручили в Иерусалиме во Дворце нации – «Биньяней ха-Ума».

Внук и внучки

О чем еще вам поведать? У нас с Фейдад четверо детей, один внук и две внучки – мы их обожаем! Моя жена работает на почте. Блондинка с голубыми глазами – многие репатрианты принимают Фейдад за свою и обращаются к ней по-русски.

Наша семья

Наш старший сын Яир - инженер-программист, живет и работает в Ашкелоне. Дочь Йохи – адвокат, работает в Тель-Авиве. Авиад пошел по моим стопам, изучает экономику, стал студентом и младший сын Натанэль.

Когда меня спрашивают: «Какой смысл ты вкладываешь в понятие «любовь к Израилю»?» - я рассказываю историю репатриации своего отца: преуспевающий предприниматель, семья которого не испытывала нужды, Меир Вакнин без малейших колебаний променял дом в Марракеше на барак в Ашкелоне…


В апреле 2013 года 2-й канал телевидения провел конкурс на звание города, в котором лучше всего жить. Соревновались парами: Иерусалим с Тель-Авивом, Холон с Бат-Ямом, Герцлия с Рамат ха-Шароном. Соперником Ашкелона естественным образом оказался Ашдод. Среди критериев, по которым в каждой паре определяли победителя, был не только процент выпускников школ, которые получили аттестат зрелости («багрут»),  количество торговых центров и дворцов культуры, уровень преступности и цены на жилье, но и «индекс заботы о горожанах». И хотя Ашдод намного крупнее Ашкелона, наш город был признан победителем! При подведении итогов конкурса авторитетная судейская комиссия подчеркнула: Ашкелон, 40% населения которого составляют репатрианты из стран СНГ, реализовал 28 разных программ оказания им помощи, прежде всего, в сфере школьного образования, культуры и социальной защищенности.

Знаете, о чем я подумал, когда были оглашены результаты конкурса? Как жаль, что мой отец Меир Вакнин не дожил до этого дня...

Комментариев нет:

Отправить комментарий